МАДОУ Детский сад №7 корпус 2 МР Учалинский район РБ
|
Новые формы и модели дошкольного воспитания<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Новые формы и модели
дошкольного воспитания
Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с ним дошкольное образование и его учреждения должны решать достаточно широкий комплекс задач - от охраны жизни и здоровья детей до приобщения к духовно-нравственным ценностям при тесном взаимодействии с семьей в интересах полноценного и гармоничного развития ребенка.
В связи с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях и государственной политикой, ориентированной на обеспечение общедоступного дошкольного образования всем слоям населения, в настоящее время появилась проблема внедрения новых перспективных форм дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, потребностей семей и общества в целом, задающие широкий спектр возможностей полного и неполного пребывания ребенка вместе с мамой и без нее в детском саду. Для этого необходимо принимать конкретные меры:
В современных условиях, с одной стороны, население испытывает острую нехватку мест в ДОУ, с другой стороны, образовательному учреждению предоставляется возможность работы в условиях самофинансирования и, соответственно, возможностью создания более широкого спектра услуг, предоставляемых детям и их родителям. Анализ профессиональных ресурсов коллектива, состояние материально-технической базы образовательного учреждения позволяет создавать вариативные формы работы с дошкольниками и родителями. Остановимся на некоторых из них: Адаптационная группа для детей раннего возраста
<?xml:namespace prefix = v ns = "urn:schemas-microsoft-com:vml" />
Позволяет организовать совместную деятельность близких взрослых и педагогов в период адаптации ребенка к пребыванию к детском саду, подготовить его к поступлению в образовательное учреждение, помочь родителям в воспитании ребенка, создании условий для укрепления здоровья и развития детей. Адаптация дошкольников к ДОУ нередко проходит с осложнениями. Эта проблема стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна. Период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ. Именно они должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками. Однако работа с одними лишь воспитанниками в период их адаптации в ДОУ не дает должного результата. Необходимо активно сотрудничать с родителями по этому вопросу. Лишь с учетом этих требований привыкание детей к детскому саду пройдет максимально легко.
Группы кратковременного пребывания
Чтобы увеличить охват детей дошкольным образованием, в городе апробируются новые модели дошкольного образования - это группы кратковременного пребывания детей. Цель пребывания ребенка в такой группе - это оказание ему образовательных услуг без сна и без питания. Ребенок находится в подобных группах три-четыре часа. Некоторые родители опасаются, не будет ли страдать ребенок вследствие резкого перехода из домашней неорганизованной среды в жестко структурированную среду детского сада, где ему уже не смогут уделять столько внимания, как дома. Помощь ребенку в социализации (построении контактов с миром людей, не включенных в его семью) является важнейшей задачей воспитания, не менее значимой, чем забота о его защите, питании и эмоциональном благополучии. Группы кратковременного пребывания в детских садах вызывают у родителей все больший интерес. Такая группа позволяет домашнему ребёнку побывать в новой обстановке, попробовать себя в новой роли - не только "маленького и единственного", но равного среди равных в коллективе сверстников. В такой группе будет комфортно также малышу, темперамент которого или состояние здоровья не позволяет ему проводить в детском саду целый день. Группы кратковременного пребывания - это самый мягкий вариант адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению. Ребенок постепенно привыкает к новой обстановке , знакомится с воспитателями и другими детьми. А после посещения группы короткого дня , родители могут оценить готовность ребенка к переходу в группу полного дня. Эффективной моделью дошкольного образования является "Группа выходного и праздничного дня".
Такие группы открываются с целью оказания помощи родителям в случае их занятости на работе в выходные и праздничные дни; обеспечения общения ребенка со сверстниками и подготовки его к школе; организации совместного досуга детей и родителей. Педагогам в таких группах следует продумать организационные вопросы создания развивающей среды. Группа может быть физкультурно-оздоровительной направленности. Используются следующие помещения дошкольного учреждения: физкультурный зал, бассейн. Организационными формами могут быть : физкультурные занятия в зале, на участке, на спортивной площадке, занятия по плаванию, физкультурные праздники и досуги. Дополнительное образование
Что же дает дополнительное образование для детей детского сада? Это развитие индивидуальных способностей и интересов, развития одаренных личностей, умение творить по законам красоты, формирование способностей к мыслительной деятельности, воспитание творческого начала и интереса .Обучение наших детей в дополнительном образовании по разным видам деятельности открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет и интересует. Все виды дополнительной деятельности направлены на духовное воспитание, формирование культуры у детей, эстетическое, умственное и физическое развитие детей. Да, увеличивается нагрузка на педагога, но одновременная работа с детьми и их родителями позволяет интенсифицировать процесс изучения межличностных отношений, методов воспитания в семье, что позволит понять и принять личность ребенка, установить конструктивный контакт с родителями.
Гувернерская служба Именно гувернерская группа (надомное образование) является самой индивидуализированной формой из всех предлагаемых в настоящее время. К тому же на фоне не снижающейся очередности в детские сады растет так называемый «серый рынок» услуг индивидуальных предпринимателей. В их числе малоквалифицированные домашние воспитатели, гувернантки, нянечки, деятельность которых не лицензируется, выпадая из-под контроля и сферы влияния государства. Организация картотеки по подбору персонала в детском саду позволит устранить опасных для детей «конкурентов» с рынка образовательных услуг. Спектр услуг гувернерской группы - это уход и присмотр за ребенком «ребенок+няня», проведение развивающих, коррекционных, оздоровительных занятий «ребенок+гувернер» Гувернерская группа – работа группы специалистов в соответствии с индивидуальным планом работы с ребенком без отрыва от семьи и в привычных для него домашних условиях. Группы семейного воспитания организуются в многодетных семьях, имеющих трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи. Группы семейного воспитания обеспечивают присмотр, уход и оздоровление, воспитание и обучение детей. Группы семейного воспитания организуются в целях: -развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка; -расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами здоровья и развития; -поддержки многодетных семей; -предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей; -доступности дошкольного образования.
Проблему доступности детских садов сегодня невозможно решить исключительно с помощью строительства новых и возврата в сеть ранее перепрофилированных объектов. Необходимо развивать вариативные формы дошкольного образования. Такова позиция министра образования РБ Альфиса Гаязова.
Такая форма организации детей, как "семейный детский сад" очень привлекательна, особенно для детей раннего возраста. В привычной семейной обстановке к которой так привык ребенок, исчезает такая проблемма как тяжелая адаптация к большому коллективу. К одному и тому же воспитателю дети привыкают гораздо быстрее и легче. В условиях домашнего детского сада воспитателю легче подстроиться под индивидуальные особенности характера и привычки детей. Думаю, что также рассуждают и многие родители, но как педагог, считаю, что на сегодняшний день не создано необходимых условий, чтобы эта форма дошкольного образования успешно развивалась. Прежде всего- это низкая заработная плата воспитателя. Как правило, согласившиеся на работу в условиях "семейного детского сада"- это мамы, имеющие своих детей-дошкольников и имеющие небольшой стаж педагогической работы. Зарплата величиной в прожиточный минимум не стимулирует желание педагогов стать организатором "семейного детского сада". Воспитатель может конечно взять на себя обязанности няни и повара и тем самым увеличить свою зарплату, но где взять время и силы, чтобы выполнять работу трех специалистов. А ведь дети в условиях небольшого пространства квартиры будут нуждаться в тщательном присмотре.
Надо отметить следующую, очень перспективную, форму работы с семьей.
Консультативный пункт для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи, который создан с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям, поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
Основными задачами консультативного пункта являются:
Наше время отличается насыщенностью событий и быстротой происходящих перемен. Все мы – часть нового, стремительно развивающегося мира. Этот динамичный мир предъявляет новые требования ко всем сферам нашей жизни. И воспитание детей не исключение. Поэтому в первую очередь нам, педагогам дошкольного образования, нужно задуматься над тем, как вырастить творческого человека, способного в скором будущем решать задачи, которые сегодня даже еще не сформулированы.
В настоящее время отрабатываются различные модели организации предшкольного образования. Все более востребованной в практике становится модель организации групп предшкольной подготовки (ГПП) детей 5-7 лет на базе дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ. Деятельность этих групп направлена на подготовку к школе детей, не охваченных дошкольными учреждениями. «Плюсы» предшкольной подготовки бесспорны и очевидны. Ребенок должен быть готов к общению в большом коллективе. Кроме того, предшкола четко ориентирует детей на новый социальный статус. Превращение ребенка в ученика — процесс сложный, и одними лишь домашними заботами его не осуществить.
Альтернативные формы отличаются от традиционных большей мобильностью, дополняют систему «традиционных» садов, решая ряд существующих проблем и тем самым повышая эффективность системы дошкольного образования в целом.
Проблемы в области дошкольного образования
Хотелось бы сказать еще несколько слов и о существующих проблемах в области дошкольного образования.
Старший воспитатель: Каримова В.В.
4 июня 2012 в 13:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.