МАДОУ обеспечивает четырёхразовое гарантированное сбалансированное питание воспитанников в соответствии с их возрастом и временем пребывания в Образовательной организации по санитарным нормам (завтрак, второй завтрак, обед, полдник). Питание осуществляется в соответствии с графиком, утверждённым Образовательной организацией и примерным десятидневным меню. Продукты питания приобретаются в торгующих организациях при наличии разрешения служб санитарно-эпидемиологического надзора для их использования в детских дошкольных образовательных организациях, при наличии договора между Образовательной организацией и торгующей организацией. Денежные затраты на питание соответствуют установленным санитарным нормам натуральным нормативам продуктов на одного ребенка в день. Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на завхоза, а также на руководителя Образовательной организацией.
Созданы условия для здорового физического и психического развития в соответствии с нормами и правилами техники безопасности и существующими санитарными нормами.
Цель:
1) гармоничное физическое развитие;
2) формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;
3) формирование основ здорового образа жизни.
Задачи:
1) Оздоровительные:
охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организм;
всестороннее физическое совершенствование функций организма;
повышение работоспособности и закаливание.
2) Образовательные:
формирование двигательных умений и навыков;
развитие физических качеств;
овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
3) Воспитательные:
формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое.
Направления физического развития:
1) Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:
связанной с выполнением упражнений;
направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость;
способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;
связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
2) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
3) Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Принципы физического развития:
1) Дидактические:
систематичность и последовательность;
развивающее обучение;
доступность;
воспитывающее обучение;
учет индивидуальных и возрастных особенностей;
сознательность и активность ребенка;
наглядность.
2) Специальные:
непрерывность;
последовательность наращивания тренирующих воздействий;
цикличность.
3) Гигиенические:
сбалансированность нагрузок;
рациональность чередования деятельности и отдыха;
возрастная адекватность;
оздоровительная направленность всего образовательного процесса;
осуществление личностно- ориентированного обучения и воспитания.
Методы физического развития:
1) Наглядные:
наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);
наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);
тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя).
2) Словесные:
объяснения, пояснения, указания;
подача команд, распоряжений, сигналов;
вопросы к детям;
образный сюжетный рассказ, беседа;
словесная инструкция.
3) Практические:
Повторение упражнений без изменения и с изменениями;
Проведение упражнений в игровой форме;
Проведение упражнений в соревновательной форме.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА
Формы организации |
Младший возраст |
Старший возраст |
Младшие
группы |
Средние
группы |
Старшие
группы |
Подготовит.
группы |
Организованная деятельность |
|
6 часов в неделю |
8 часов в неделю |
Утренняя гимнастика |
6-8 минут |
6-8 минут |
8- 10 минут |
10- 12 минут |
Дозированный бег |
|
3-4 минуты |
5-6 минут |
7-8 минут |
Упражнения после дневного сна |
5- 10 минут |
5- 10 минут |
5-10 минут |
5-10 минут |
Подвижные игры |
не менее 2-4 раз в день |
6-8 минут |
10-15 минут |
15-20 минут |
15- 20 минут |
Спортивные игры |
|
Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю |
Спортивные упражнения |
Целенаправленное обучение не реже 1 раза в неделю |
|
8-12 минут |
8-15 минут |
8-15 минут |
Физкультурные упражнения на прогулке |
Ежедневно с подгруппами |
5-10 мин |
10-12 мин |
10-15 минут |
10-15 минут |
Спортивные развлечения |
1-2 раза в месяц |
15 минут |
20 минут |
30 минут |
30- 40 минут |
Спортивные праздники |
2- 4 раза в год |
15 минут |
20 минут |
30 минут |
40 минут |
День здоровья |
Не реже 1 раза в квартал |
1 день в месяц |
1 раз в месяц |
Неделя здоровья |
Не реже 1 раза в квартал |
Самостоятельная двигательная деят-ть |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ДОУ
№ |
Формы организации |
Особенности организации |
1. |
Утренняя гимнастика |
Ежедневно на открытом воздухе или в зале, длительность- 10- 12 минут |
2. |
Двигательная разминка во время перерыва между занятиями |
Ежедневно в течение 7- 8 минут |
3. |
Динамические паузы во время ОД |
Ежедневно, в зависимости от вида и содержания занятий |
4. |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке |
Ежедневно с учетом уровней двигательной активности (ДА) детей, длительность 12-15 минут. |
5. |
Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке |
Ежедневно во время прогулки, длительность- 12- 15 мин |
6. |
Прогулки- походы в лес или парк |
1- 3 раза в квартал, во время, отведенное для физкультурного занятия, организованных игр и упражнений |
7. |
Оздоровительный бег |
2 раза в неделю, подгруппами по 5- 7 человек во время утренней прогулки, длительность - 3-7 мин. |
8. |
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами |
Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей, длительность - не более 10 мин. |
9. |
ОД по физической культуре |
3 раза в неделю ( в старшей и подготовительной одно
на воздухе). Длительность- 15- 30 минут |
10. |
Самостоятельная двигательная деятельность |
Ежедневно, под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей |
11. |
Физкультурно- спортивные праздники |
2-3 раза в год (последняя неделя квартала) |
12. |
Неделя здоровья |
1-2 раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками одной- двух групп |
13. |
Физкультурный досуг |
2- 3 раза в год , внутри детского сада или совместно со сверстниками соседнего учреждения |
14. |
Физкультурно- спортивные праздники |
1- 2 раза в год на воздухе или в зале, длительность- не более 30 мин. |
15. |
Игры- соревнования между возрастными группами или со школьниками начальных классов |
1 раз в год в спортивном клубе или в школе микрорайона, длительность - не более 30 мин |
16. |
Спартакиады вне детского сада |
Участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности |
17. |
Совместная физкультурно- оздоровительная работа
детского сада и семьи |
По желанию родителей и детей не более 2 раза в неделю, длительность 25- 30 мин |
18. |
Физкультурные образовательная деятельность детей совместно с родителями в дошкольном учреждении |
Определяется воспитателем по обоюдному желанию родителей, воспитателей и детей |
19. |
Участие родителей в физкультурно- оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада |
Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий |
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДОУ
№ |
Виды |
Особенности организации |
|
Медико-профилактические |
|
Закаливание в соответствии с медицинскими показаниями |
1. |
обширное умывание после дневного сна (мытье рук до локтя) |
Дошкольные группы ежедневно |
2. |
хождение по мокрым дорожкам после сна |
Первая и вторая младшие ежедневно |
3. |
контрастное обливание ног |
Средняя, старшая, подготовительная ежедневно |
4. |
сухое обтирание |
Средняя, старшая, подготовительная ежедневно |
5. |
ходьба босиком |
Все группы ежедневно |
6. |
облегченная одежда |
Все группы ежедневно |
|
Профилактические мероприятия |
1. |
витаминотерапия |
2 раза в год (осень, весна) |
2. |
витаминизация 3-х блюд |
ежедневно |
3. |
употребление фитонцидов (лук, чеснок) |
Осенне-зимний период |
4. |
полоскание рта после еды |
ежедневно |
5. |
чесночные бусы |
ежедневно, по эпидпоказаниям |
|
Медицинские |
1. |
мониторинг здоровья воспитанников |
В течение года |
2. |
плановые медицинские осмотры |
2 раза в год |
3. |
антропометрические измерения |
2 раза в год |
4. |
профилактические прививки |
По возрасту |
5. |
кварцевание |
По эпидпоказаниям |
6. |
организация и контроль питания детей |
ежедневно |
|
Физкультурно- оздоровительные |
1. |
коррегирующие упражнения (улучшение осанки, плоскостопие, зрение) |
ежедневно |
2. |
зрительная гимнастика |
ежедневно |
3. |
пальчиковая гимнастика |
ежедневно |
4. |
дыхательная гимнастика |
ежедневно |
5. |
элементы точечного массажа, шиацу |
средняя, старшая, подготовительная, не реже 1 раза в неделю |
6. |
элементы упражнений хатха-йога. |
старшая, подготовительная, не реже 1 раза в неделю |
7. |
восточная гимнастика с элементами у-шу |
старшая, подготовительная, не реже 1 раза в неделю |
8. |
динамические паузы |
ежедневно |
9. |
релаксация |
2-3 раза в неделю |
10. |
музотерапия |
ежедневно |
11. |
цветотерапия |
2-3 раза в неделю |
12. |
психотерапия |
2-3 раза в неделю |
13. |
сказкотерапия |
ежедневно |
|
Образовательные |
1. |
привитие культурно-гигиенических навыков |
ежедневно |
2. |
Образовательная деятельность из серии «Школа здоровья» |
Дошкольные группы не реже 1 раза в месяц |
Формы организации работы с детьми по образовательной области «Физическое развитие»
Содержание |
Возраст |
ОД |
Образовательная деятельность, реализуемая в ходе режимных моментов |
Самостоятельная деятельность |
1.Основные движения:
-ходьба; бег; катание, бросание, метание, ловля; ползание, лазание; упражнения в равновесии;
строевые упражнения; ритмические упражнения.
2.Общеразвивающие упражнения
3.Подвижные игры
4.Спортивные упражнения
5.Активный отдых
6. Формирование начальных представлений о ЗОЖ |
3-5 лет,
2 мл, средняя группы |
ОД по физическому воспитанию:
- сюжетно-игровые
- тематические
-классические
-тренирующее
В ОД по физическому воспитанию:
-тематические комплексы
-сюжетные
-классические
-с предметами
-подражательный комплекс
Физ.минутки
Динамические паузы
Обучающие игры по инициативе воспитателя
(сюжетно-дидактические),
развлечения |
Утренний отрезок времени
Индивидуальная работа воспитателя
Игровые упражнения
Утренняя гимнастика:
-классическая
-сюжетно-игровая
-тематическая
-полоса препятствий
Подражательные движения
Прогулка
Подвижная игра большой и малой подвижности
Игровые упражнения
Проблемная ситуация
Индивидуальная работа
Занятия по физическому воспитанию на улице
Подражательные движения
Вечерний отрезок времени, включая прогулку
Гимнастика после дневного сна:
- коррекционная
-оздоровительная
-сюжетно-игровая
-полоса препятствий
Физкультурные упражнения
Коррекционные упражнения
Индивидуальная работа
Подражательные движения
Физкультурный досуг
Физкультурные праздники
День здоровья (ср. гр.)
Дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример, иллюстративный материал |
Игра
Игровое упражнение
Подражательные движения
Сюжетно-ролевые игры
|
1.Основные движения:
-ходьба; бег; катание, бросание, метание, ловля; ползание, лазание; упражнения в равновесии;
строевые упражнения; ритмические упражнения.
2.Общеразвивающие упражнения
3.Подвижные игры
4.Спортивные упражнения
5.Спортивные игры
6.Активный отдых
7. Формирование начальных представлений о ЗОЖ |
5-7 лет, старшая и подгот.
к школе группы |
ОД по физическому воспитанию:
- сюжетно-игровые
- тематические
-классические
-тренирующее
-по развитию элементов двигательной креативности
(творчества)
В занятиях по физическому воспитанию:
-сюжетный комплекс
-подражательный комплекс
- комплекс с предметами
Физ.минутки
Динамические паузы
Подвижная игра большой, малой подвижности и с элементами спортивных игр
Развлечения, ОБЖ,
минутка здоровья |
Утренний отрезок времени
Индивидуальная работа воспитателя
Игровые упражнения
Утренняя гимнастика:
-классическая
-игровая
-полоса препятствий
-музыкально-ритмическая
-аэробика (подгот. гр.)
Подражательные движения
Прогулка
Подвижная игра большой и малой подвижности
Игровые упражнения
Проблемная ситуация
Индивидуальная работа
Занятия по физическому воспитанию на улице
Подражательные движения
Занятие-поход (подгот. гр.)
Вечерний отрезок времени, включая прогулку
Гимнастика после дневного сна
-оздоровительная
-коррекционная
-полоса препятствий
Физкультурные упражнения
Коррекционные упражнения
Индивидуальная работа
Подражательные движения
Физкультурный досуг
Физкультурные праздники
День здоровья
Объяснение, показ, дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример, иллюстративный материал, досуг, театрализованные игры. |
Игровые упражнения
Подражательные движения
Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Образовательная область |
Формы взаимодействия с семьями воспитанников |
Физическое развитие |
1. Изучение состояния здоровья детей совместно со специалистами детской поликлиники, медицинским персоналом ДОУ и родителями. Ознакомление родителей с результатами.
2. Изучение условий семейного воспитания через анкетирование, посещение детей на дому и определение путей улучшения здоровья каждого ребёнка.
3. Формирование банка данных об особенностях развития и медико-педагогических условиях жизни ребёнка в семье с целью разработки индивидуальных программ физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на укрепление их здоровья.
4. Создание условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей в ДОУ и семье:
Зоны физической активности,
Закаливающие процедуры,
Оздоровительные мероприятия и т.п.
5. Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей.
6. Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
7. Тренинг для родителей по использованию приёмов и методов оздоровления (дыхательная и артикуляционная гимнастика, физические упражнения и т.д.) с целью профилактики заболевания детей.
8. Согласование с родителями индивидуальных программ оздоровления, профилактических мероприятий, организованных в ДОУ.
9. Ознакомление родителей с нетрадиционными методами оздоровления детского организма.
10.Использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно-оздоровительной сфере: организация конкурсов, викторин, проектов, развлечений и т.п.
11.Пропаганда и освещение опыта семейного воспитания по физическому развитию детей и расширения представлений родителей о формах семейного досуга.
12.Консультативная, санитарно-просветительская и медико-педагогическая помощь семьям с учётом преобладающих запросов родителей на основе связи ДОУ с медицинскими учреждениями.
13.Организация консультативного пункта для родителей в ДОУ для профилактики и коррекции ранних осложнений в состоянии здоровья ребёнка.
14.Подбор и разработка индивидуальных программ (комплексов упражнений) для укрепления свода стопы, профилактики плоскостопия, осанки, зрения и т.д.с целью регулярного выполнения дома и в ДОУ.
15.Организация «круглых столов» по проблемам оздоровления и физического развития на основе взаимодействия с СОШ и участием медицинских работников.
16.Организации дискуссий с элементами практикума по вопросам физического развития и воспитания детей.
17.Проведение дней открытых дверей, вечеров вопросов и ответов, совместных развлечений с целью знакомства родителей с формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
18.Педагогическая диагностическая работа с детьми, направленная на определение уровня физического развития детей. Ознакомление родителей с результатами диагностических исследований. Отслеживание динамики развития детей.
19.Взаимодействие с СОШ № 1 по вопросам физического развития детей.
20.Определение и использование здоровьесберегающих технологий.
21.Правовое просвещение родителей на основе изучения социокультурного состояния родителей с целью повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ, способствующего укреплению семьи, становлению гражданственности воспитанников, повышению имиджа ДОУ и уважению педагогов. |